Шапошников А.Е. 
БИБЛИОТЕЧНАЯ СОЦИОНОМИКА КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ

        Библиотечная социономика – теория и методика социальной работы библиотек. Она привлекает внимание библиотековедов с начала 90-х гг. (публикация Р.А. Трофимовой и др.). Тогда же методология и методика социальной работы библиотек начинает рассматриваться в качестве объекта преподавания. В учебный план МГУК (1993) был введен курс "Библиотека и социономия" (как дисциплина специализации), призванный углубить знания студентов в области библиотечного обслуживания лиц с ограниченными возможностями пользования библиотекой. Поскольку преподавание этого курса было предусмотрено на пятом году обучения, то фактически к проведению занятий мы приступили с конца 90-х гг. (программа курса издана в 1998 г.).
За последние годы возможности изучения и преподавания теории и методики библиотечно-социальной работы расширились. Библиотечная социономика выступает как развивающаяся область знаний, в которой наметились следующие направления: дефектологическое, геронтологическое, библиотерапевтическое, пенитенциарное.
         Библиотечное обслуживание инвалидов по-прежнему выступает как основной системообразующий фактор социальной работы библиотек. Центром проведения дефектологических библиотековедческих исследований с начала 90-х гг. выступает Российская государственная библиотека для слепых (РГБС), координирующая свою работу в этом направлении с кафедрой библиотековедения МГУКИ. 19 марта 1999 г. Г.П. Диянской была защищена докторская диссертация, ставшая важной вехой в разработке тифлобиблиотековедения. Её монографии "Принцип равных возможностей в тифлобиблиотековедении" (1998) и "Библиотеки для слепых за рубежом" (1996) стали настольными книгами в библиотеках для слепых. Студентам библиотечно-информационных факультетов вузов культуры предназначена лекция Г.П. Диянской "Интегрированное библиотечное обслуживание инвалидов по зрению (1999). Научные исследование, проводимые РГБС в настоящее время, имеют тенденцию к расширению своего предмета. Все больше места в них занимают проблемы моделирования системы библиотечного обслуживания инвалидов, участия библиотек в их социальной интеграции, реализации прав людей с ограниченными возможностями. Библиотека продолжает реферирование зарубежных материалов по тифлологии, осуществляет переводы. Она работает в тесной координации с учреждениями, ведущими научную работу в области тифлологии и дефектологии в целом (Институтом коррекционной педагогики РАО и др.), её справочно-библиографическими услугами пользуются не только тифлологи и тифлопедагоги, но и специалисты других областей дефектологического знания. Выступает инициатором проведения международных конференций и семинаров (так, в 2000 г. была проведена международная конференция "Библиотеки для слепых на пороге XXI века: традиции и инновации" в Москве и на ту же тему российско-финляндский семинар в Хельсинки).
        В МГУКИ исследованием проблем коррекционной педагогики занимается также кафедра детской литературы, библиотечной работы с детьми и юношеством. Разработан спецкурс, в котором основное внимание уделяется организации библиотечной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности интеллектуального развития. Программа спецкурса составлена Е.О. Самохиной. Она же является автором лекции "Коррекционно-воспитательная работа библиотекаря с читателями-младшими школьниками" (2000). В МГУКИ разработана концепция профессиональной подготовки специалистов по реабилитации детей-инвалидов в социокультурной среде (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников). В «Комплексной программе подготовки специалистов по реабилитации инвалидов в системе вузов культуры и искусства, часть I» (1999) содержится и программа курса «Библиотечное обслуживание детей-инвалидов» (составитель А.Е. Шапошников).
Геронтологическое направление представлено результатами изучения читательского спроса пожилых пользователей РГБС (1999). При этой библиотеке создан «Московский центр библиотечного обслуживания пожилых одиноких инвалидов на дому». Разработка этого направления кафедрой библиотековедения МГУКИ велась в плане руководства дипломным проектированием. О возрастающем интересе библиотекарей к этим проблемам свидетельствуют публикации на страницах журнала «Библиотека».
       В последние годы активизировались поиски научного определения библиотерапии (В.С. Крейденко, Б.А. Симонов и др.). Библиотерапия привлекает в настоящее время все больше внимания и практических работников, стремящихся максимально использовать "лечебные" возможности книги. Сборник материалов первой научно-практической конференции больничных библиотек («Больничные библиотеки накануне XXI века»), изданный в 1999 г., содержит материалы на такие темы, как формирование новой модели взаимоотношений врач-пациент-библиотекарь, особенности фондов библиотек для пациентов, библиотерапия в прошлом, настоящем и будущем, проблемы подготовки кадров, занимающихся библиотерапией (Ю.Н. Дрешер, О.Л. Кабачек, П.Д. Тищенко и др.). Проблемы библиотерапии рассматривались в РГДБ на международном семинаре «Библиотека как среда развития и терапевтического воздействия» (1999). За широкое применение библиотерапии выступает Р.А. Трофимова (на международной научной конференции «Библиотечное дело-2000…», Москва).
После долгого забвения начинается разработка проблем пенитенциарных библиотек. Появляются публикации о специфике работы с читателями исправительных учреждений (А.А. Таращенко), об истории тюремных библиотек (С.Н. Ивашкин, В.Г. Шейпак и др.). Проблемы тюремных библиотек обсуждаются на заседании секции книги Московского дома ученых (2000).
В современных условиях социальная работа библиотек приобретает все большее общественное значение, поскольку она способствует повышению уровня социальной защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Десятки миллионов людей (инвалидов, пожилых людей и престарелых, госпитализированных больных и заключенных) нуждаются в помощи библиотекарей. Поэтому так важно, чтобы библиотечная социономика стала неотъемлемым компонентом библиотечного образования.
Hosted by uCoz